Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной учебной деятельности .
[ Скачать с сервера (26.9 Kb) · Скачать удаленно () ]06.01.2017, 14:08

К 2 П 2.1.1

Критерий II. «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в урочной и внеурочной учебной деятельности»

2.1. Показатель «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся»

 

Описание системы работы по применению проектных технологий на уроках английского языка учителя МБОУ «Побединская СОШ» Кравцовой Стэны Александровны.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом.

Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

 В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием.

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный альбом или журнал, готовить макеты и т.д.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, следующих рекомендаций:

  • Во-первых, важно поощрять самостоятельность учащихся.
  • Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения.
  • В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода.
  • В-четвёртых, не все проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей.

Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке.

Преподаватель выступает в роли помощника, консультанта. В то время как на заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта. Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.

Во время заключительного этапа работы над проектом особенно важно оценивание своей работы самими учащимися. 

Как и многие передовые учителя, которые работают с проектами, я тоже учу детей объективно оценивать себя, предлагая им таблицу самооценки, которая стала очень популярной среди учителей, работающих в системе ФГОС:

 

Мои достижения

Баллы

1. Я освоил лексический материал

0

1

2

3

2. Я освоил грамматический материал

 

 

 

 

3. Я могу составить монологическое высказывание по теме «…..»

 

 

 

 

 

4. Я могу расспросить о …(составить диалог, принять участие в обсуждении проблемы по теме).

 

 

 

 

5. Я могу написать письмо, сообщение, сочинение.

 

 

 

 

6. Я могу понять на слух иноязычную речь (моих товарищей, аудиозаписи, видеоматериалы).

 

 

 

 

7. Я могу понять основную идею прочитанного печатного материала (литературный текст, газетные и журнальные статьи, объявления и т.д.)

 

 

 

 

      

В подобной таблице учащиеся указывают уровень своих достижений по теме. Такой опросный лист помогает мне качественно проанализировать положительные и отрицательные стороны изучения данной темы, чтобы избежать негативных моментов при дальнейшем планировании.

По временным затратам выделяются долговременные проекты, работа над которыми продолжается весь учебный год, среднесрочные проекты от недели до 1-2 месяцев работы и краткосрочные, созданные за несколько уроков.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело с краткосрочными проектами.

Одна из увлекательных форм работы – составление различных коллажей: например, «Я и моя семья», «Сохраним нашу природу».

С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево - игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.

Как правило, я использую следующие виды проектов в области изучения иностранного языка: 

  • Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание диалогов по ситуации заданной темы урока (практика устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы, сказки и т.д. (практика устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
  • Информативно- исследовательские проекты, например, «Великобритания», изучение этой страны включено в программу по страноведению, начиная с младших классов.
  • Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса («Праздник Английского Алфавита» и др.)
  • Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык, творческое размышление на тему и т.д.
  • Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения английского языка, следствием чего является повышения интереса к учебному предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных иноязычных речевых ситуациях, а значит, способствует возрастанию коммуникативной компетенции учащихся, развитию их языковой личности.

 

Категория: Всё для аттестации | Добавил: stenalexkr | Теги: аттестация, Критерий 2
Просмотров: 399 | Загрузок: 149 | Рейтинг: 5.0/32
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: